Этапы развития речи
2-3 месяца: гуление (произнесение звуков «а», «ы», «у»,
иногда в сочетании с «г»);
7-9 месяцев: лепет (произнесение одинаковых
слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба»);
9-11 месяцев: малыш начинает подражать звукам
речи взрослых;
11-13 месяцев: появляются первые осмысленные
слова из двух одинаковых слогов («папа»,
«мама», «баба», «дядя»);
2-3 года: появляются первые предложения.
Таковы этапы развития речи ребенка в норме.
Любое отклонение от нормы на любом из этапов требует консультации специалистов.
Если вы заметили какое-либо отклонение, не пускайте всё на самотек.
Ни в коем случае не слушайте советов
типа: «У нашего тоже было так, а теперь сам разговорился».
Говорить-то ребенок будет, только вопрос в том, что это будет за речь.
Говорить-то ребенок будет, только вопрос в том, что это будет за речь.
Родители, помните: «застарелые» дефекты
речи исправляются гораздо труднее!!!
Представьте себе, что речь ребенка - это глина: пока она сырая - ей легко придать правильную форму. Но попробуйте что-нибудь слепить из уже подсохшей глины. Результат будет по меньшей мере плачевным!
Представьте себе, что речь ребенка - это глина: пока она сырая - ей легко придать правильную форму. Но попробуйте что-нибудь слепить из уже подсохшей глины. Результат будет по меньшей мере плачевным!
Признаки нарушений речи
к концу 1-ого месяца ребенок не кричит перед кормлением;
к концу 4-ого месяца не улыбается, когда с ним говорят и
не гулит;
к концу 5-ого месяца не прислушивается к музыке;
к 7-ому месяцу не узнает голоса близких, не
реагирует на интонации;
к концу 9-ого месяца отсутствует лепет и ребенок не
может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации
говорящего;
к концу 10-ого месяца малыш не машет головой в знак
отрицания или ручкой в знак прощания;
к 1 году ребенок не может произнести ни
слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
к году 4-м месяцам не может назвать маму «мамой», а
папу «папой»;
к году 9-ти месяцам не может произнести 5-6 осмысленных
слов;
к 2 годам не показывает части тела, которые
ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там
книгу») и не узнает близких на фотографиях;
к 2,5 годам не знает разницу между понятиями
«большой» и «маленький»;
в 3 года не может пересказать короткие стихи
и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может
сказать, как его имя и фамилия;
в 4 года не знает названия цветов, не может
рассказать ни одного стихотворения.
Виды дефектов речи
Нижеследующая
информация приведена только в ознакомительных целях.
Не пытайтесь
поставить диагноз самостоятельно! Это может сделать только специалист.
В современной психологии выделяются два типа
нормального развивающихся с точки зрения речи детей: говоруны и молчуны.
«Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к
окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов
и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше,
чем другие дети.
«Молчуны» склонны к созерцательности. Новая обстановка
требует для них адаптации. Могут начать говорить поздно, но практически сразу
без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому
родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы малыша. Однако,
если «молчун» не начал говорить к 2-3 годам, нужно обратиться к специалисту.
Итак,
логопед поставил вашему малышу заключение.
Что же он обозначает.
Что же он обозначает.
Дислалия - это самое распространенное нарушение.
Особенности: хороший словарный запас, правильное построение предложений и согласование слов; но есть дефектное произношение некоторых звуков.
Дизартрия - нарушение произношения, вызванное
недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной
системой (то есть недостаточной иннервацией); при дизартрии страдает
произношение всех групп звуков.
Особенности: «смазанная» речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи.
Особенности: «смазанная» речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи.
Ринолалия - это нарушение тембра голоса,
вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата.
Особенности: голос приобретает «носовое звучание».
Особенности: голос приобретает «носовое звучание».
Заикание - нарушение темпа, ритма, плавности
речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата; возникает в возрасте 2 - 2,5
года.
Особенности: вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («а», «и»).
Профилактика заикания:
Особенности: вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («а», «и»).
Профилактика заикания:
- речь окружающих должна быть
неторопливой, правильной и отчетливой;
- нужно ограничить контакты
малыша с заикающимися;
- не допускайте скандалов и
конфликтов при ребенке;
- избегайте психических и
физических травм (особенно головы);
- не перегружайте ребенка
информацией и впечатлениями;
- не опережайте развитие ребенка
и не пытайтесь сделать из него вундеркинда;
- не запугивайте ребенка
страшными сказками и всякими бабками-ёжками;
- не оставляйте ребенка в
качестве наказания в темном помещении, не бейте ребенка.
Алалия - это полное или частичное
отсутствие речи у детей (до 3-5 лет); оно обусловлено недоразвитием или поражением
речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во
внутриутробном или раннем развитии ребенка.
Особенности:
моторная алалия - ребенок понимает речь, но не умеет её воспроизводить;
сенсорная алалия - ребенок не понимает чужую речь; наблюдается автоматическое повторение чужих слов (вместо ответа на вопрос малыш повторяет сам вопрос).
Особенности:
моторная алалия - ребенок понимает речь, но не умеет её воспроизводить;
сенсорная алалия - ребенок не понимает чужую речь; наблюдается автоматическое повторение чужих слов (вместо ответа на вопрос малыш повторяет сам вопрос).
Мутизм - прекращение речевого развития
из-за психической травмы.
Особенности:
общий мутизм - ребенок не говорит вообще;
избирательный мутизм - своим молчанием малыш протестует против каких-либо обстоятельств или людей;
Особенности:
общий мутизм - ребенок не говорит вообще;
избирательный мутизм - своим молчанием малыш протестует против каких-либо обстоятельств или людей;
Детский аутизм - состояние психики, при котором
ребенок полностью уходит в свои переживания и отстраняется от внешнего мира;
при этом отсутствуют элементарные бытовые навыки и речь.
Особенности:
- дети легко возбудимы и иногда
агрессивны;
- часто зацикливаются на чем-то;
такие дети, могут предпочитать
какой- то определенный вид
продуктов не из-за вкусовых качеств, а скажем, из-за внешнего вида, и при этом
отказываются от другой предложенной пищи; например, малыш может не
захотеть пить молоко из пакета, а не из картонной упаковки;
- с первых месяцев малыш не
стремится к общению с взрослыми, не прижимается к матери;
- для таких детей характерно
чувство опасности; но их страхи часто имеют необычную направленность:
малыш может пугаться, например, письменного стола, но совершенно не
бояться собак и высоты.
Общее недоразвитие
речи (ОНР) - различные
сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех
компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой
стороны (лексики, грамматики).
ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда).
Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности:
ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда).
Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности:
- более позднее начало речи
(первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам);
- речь недостаточно грамматически
и фонетически оформлена;
- ребёнок, понимает обращенную к
нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли;
- речь детей с ОНР является
малопонятной.
Выделяют три
уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка
при ОНР:
1-ый уровень - полное отсутствие речи или
наличие лишь ее элементов.
Особенности:
Особенности:
- словарь детей состоит из
лепетных слов типа «ляля»,
«биби»;
- при этом одно слово может
обозначать разные понятия («ляля»
- это и кукла и девочка);
- часто названия предметов
употребляются вместо названий действий и наоборот: «туй» (стул) - сидеть, «пать» (спать) - кровать;
- такие дети не умеют строить
фразы; они говорят однословные слова-предложения типа «дай»;
- многие звуки не произносятся;
- сложные слова сокращаются до
простых: «аба»
(собака), «алет»
(самолет).
2-й уровень
Особенности:
Особенности:
- достаточно большой словарный
запас; двухсловные и трехсловные фразы;
- используемые слова сильно
искажены и связи между словами в предложениях еще не оформлены; например: «кадас ледит той» (карандаш
лежит на столе);
- нарушено согласование слов;
например: «иса безал»
(лиса бежала);
- в сложных словах часто
переставляются слоги или добавляются новые; например: «лисипед» (велосипед).
3-й уровень: характеризуется развернутой
разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в развитии различных сторон
речи; однако есть нарушения в оформлении сложных речевых единиц.
Особенности:
Особенности:
- неправильное употребление
окончаний и рассогласование слов: «стулы»
(стулья); «лежит тапка»
(лежит тапок); «красная солнце»
(красное солнце); «два булки»
(две булки);
- упрощение сложных предлогов: «из стола» (из-за стола);
- словарный запас достаточно
большой, но может отсутствовать знание нюансов (например, ребенок может не
знать, таких частей тела, как запястье, локоть, переносица);
- неправильное образование
уменьшительно-ласкательных форм: «стулик»
(стульчик); относительных прилагательных: «стекловый» (стеклянный); притяжательных
прилагательных: «лисовая шкура»
(лисья шкура); и глаголов с приставками: «зашивать пуговицу» (пришивать пуговицу);
- слоговая структура слова
воспроизводится правильно, за исключением сложных слов; например: «милицанер» (милиционер);
- звуки произносятся правильно,
кроме некоторых сложных звуков: «р»,
«л»;
- нарушен звуковой анализ и
синтез (ребенок не может выделить первые и последние звуки в слове, плохо
подбирает картинки на заданный звук).
Причины нарушений речи
Точную причину нарушений, конечно же, должен
определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и
невропатолога, ортодонта и отоларинголога. Но вы сами можете предположить, что
могло вызвать задержку речевого развития.
Возможные причины:
- негативные факторы в период
беременности и родов;
- «педагогическая запущенность» -
ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь
речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в
первую очередь об общении с ребенком в целом;
- перинатальная энцефалопатия
(ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет
различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или
после родов; этот диагноз не означает неполноценность ребенка,
однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист;
- частые болезни, инфекции,
травмы до 3 лет;
- наследственные факторы;
- снижение слуха;
- анатомические особенности
челюстно-лицевого аппарата;
- сосание пальца;
Комментариев нет:
Отправить комментарий