Привествую Вас на своем блоге

Привествую Вас на своем блоге!

Калугина Александра

10 мая 2016 г.

Дидактические игры для формирования фонематических процессов у старших дошкольников

«НАЙДИ ПАРУ»

ЦЕЛЬ: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Диск, разделенный на 2 половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов (по 5-7 штук). На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать.

2. Предметные картинки (на кругах такого же размера, как круги на диске, подклеенные с обратной стороны фланелью:

Коза – коса мишка – мышка кит – кот

Трава – дрова крыша – крыса усы – осы

Уточка – удочка мак – рак дом – дым



СОДЕРЖАНИЕ. Логопед помещает на фланелеграф диск с картинками (в верхней половине). Остальные предметные картинки расположены на фланелеграфе или лежат на столе логопеда. Предлагает детям поиграть в игру. Объясняет: - Этот диск разделен на две части. В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая – на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка.

Логопед вызывает к доске детей. Подобрав картинку, ребенок произносит оба названия, голосом подчеркивая их сходство и различие (коса – коза). Затем логопед передвигает стрелку на следующую картинку.


«КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ?»


ЦЕЛЬ: упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Карточки (из бумаги) в виде плоских домиков с четырьмя окошками. Под каждым окошком кармашек, куда вставляется картинка. На чердачном окошке – буква.

2. Предметные картинки:

К С З Ц Л Р

Кот слон заяц цыпленок лось рак

Коза собака коза цапля лошадь рыба

Кролик сорока зебра курица белка тигр

Крокодил лиса обезьяна овца волк ворон

СОДЕРЖАНИЕ. Логопед помещает на доску 2 домика, а на стол кладет предметные картинки. Рассказывает: - Для зверей и птиц построили домики. Давайте, дети, поможем животным расселиться. В первом домике могут жить те животные, в названии которых есть звук С, во втором – те, у которых в названии есть звук Ш. В каждом домике четыре квартиры. Найдите четырех животных и переселите в домик. По вызову логопеда двое детей отбирают нужные картинки, вставляют их в кармашки, а потом говорят, кого они поселили в домик. Остальные дети проверяют, правильно ли выполнено задание.


«ЗООПАРК»


ЦЕЛЬ: упражнять в подборе слов с определенным звуком.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Карточки (из бумаги) в виде плоских клеток. Над клеткой кармашек для буквы.

2. Предметные картинки с изображением диких животных.

СОДЕРЖАНИЕ. Играют двое детей. Логопед рассказывает: - Для зверей в зоопарке построили клетки. Давайте, дети, поможем животным расселиться. В первой клетке будут находиться животные, в названии которых есть звук С, во второй – те, у кого в названии есть звук Ш. Каждый играющий получает клетку. Логопед берет из стопки картинку с изображением животного, называет его, а дети определяют, в какую клетку его посадить.
Задание можно выполнять стоя.


«ВКЛЮЧИ ТЕЛЕВИЗОР»


ЦЕЛЬ: упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков (трех-четырех).

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Таблица, на которой наклеены два длинных кармана один под другим для предметных картинок и букв.

2. Изображение телевизора; за экраном карман (для демонстрации картинок).

3. Предметные картинки и карточки с буквами.

СОДЕРЖАНИЕ. Логопед объясняет детям: - Чтобы включить телевизор и увидеть изображение на его экране, нужно определить первый звук в словах – названиях картинок, помещенных в верхнем кармане. По этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране телевизора появится соответствующий предмет.

Логопед вставляет в верхний кармашек предметные картинки, например: матрешку, аиста, кота, просит детей назвать первый звук в каждом из этих слов (М, А, К) и догадаться, какое слово можно составить из этих звуков (МАК). Затем демонстрирует картинку с маком на экране. Дети выделенный звук обозначают соответствующей буквой и читают слово.

«ПОМОГИ СОБРАТЬ ВЕЩИ»


ЦЕЛЬ:
- Закрепить обобщающее понятие «одежда».

- Развивать фонематический слух.

- Учить различать Звуки С и Ш.

- Учить различать право и лево (сторонность).

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Игровое поле с двумя чемоданами и с изображением девочки и мальчика.

2. Предметные картинки с изображением

СОДЕРЖАНИЕ. Логопед объясняет детям: - Нужно собрать вещи в дорогу. Девочка собирает вещи в названии которых есть звук С, а мальчик – вещи в названии которых есть звук Ш. У девочки чемодан с левой стороны, а у мальчика с правой стороны.


«РАЗНОЦВЕТНЫЙ БУКЕТ»


ЦЕЛЬ: упражнять детей в дифференциации звуков Р – Л.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: карты с вазами; в каждой вазе находятся стебли, на концы которых прикрепляются бутоны цветов; разноцветные цветы, вырезанные из бумаги.

Л (голубой, белый, золотой, желтый); Р (красный, розовый, оранжевый, серый)

СОДЕРЖАНИЕ. Логопед ставит перед детьми две карты, на которых изображены вазы со стеблями и цветочки разного цвета. Объясняет: «Сегодня, дети, мы будем составлять букеты из цветочков разного цвета. В вазе, на которой изображён ландыш, должны быть цветки такого цвета, в названии которого есть звук Л, а в вазе, на которой изображена ромашка, должны быть цветки такого цвета и оттенков, в названии которых есть звук Р. На каждый стебелёк нужно прикрепить по одному цветку».

Выполнив задание, ребёнок называет цвет, выделяя голосом нужный звук. Например: «В букете есть красный и розовый цветы. Я добавил оранжевый (звук РР)».

Игра может проводиться в положении стоя.


«КТО БЫСТРЕЕ СОБЕРЁТ ВЕЩИ?»


ЦЕЛЬ: упражнять детей в дифференциации звуков С и Ш.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Большая карта, посередине которой изображены два чемодана. По кругу нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звук С или Ш (шуба, шапка, шарф, шляпа, свитер, сапоги, сарафан, сандалии). Между предметами – кружки в количестве от одного до четырёх; 2 фишки разного цвета, кубик; квадратики разного цвета (квадратики могут быть с буквами С или Ш).

СОДЕРЖАНИЕ.
Играют двое детей. Один ребёнок должен собрать в чемодан вещи, в названии которых есть звук С, другой – вещи со звуком Ш. Дети поочерёдно бросают кубик и передвигают фишку на столько кружков, сколько их обозначено на верхней грани кубика. Если фишка попала на предмет, который имеет в названии нужный ребёнку звук, он кладёт на свой чемодан картонный квадратик. Выигрывает тот, кто больше соберёт в свой чемодан (наберёт больше квадратиков).


«ВЕСЁЛЫЙ ПОЕЗД»


ЦЕЛЬ: научить детей определять наличие указанного звука в словах; упражнять детей в определении позиции заданного звука в словах.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: панно с изображением паровоза и трёх вагонов; предметные картинки с изображением животных (зверей, птиц, насекомых) на заданные звуки.

СОДЕРЖАНИЕ (первый вариант): Логопед показывает детям паровоз и 9 картинок с изображением животных и объясняет: «Прибыл поезд для зверей, птиц и насекомых. Каждое животное может ехать только в определённом вагоне. В первом вагоне поедут животные, в названиях которых есть звук С, во втором – звук Ж и в третьем – звук Р. Одному ребёнку предлагается определить «пассажиров» для первого вагона (звук С), другому – для второго вагона (звук Ж) и третьему – для последнего вагона (звук Р). Игра может проводиться в положении стоя.

СОДЕРЖАНИЕ (второй вариант): Играют один – трое детей. Логопед вставляет в прорези на крышах вагонов таблички с кружками и предлагает определить «пассажиров», ориентируясь на позицию звука Л в слове. Первый ребёнок выбирает картинку с изображением животного, отчётливо её называет и вставляет в кармашек соответствующего вагона: «Лошадь должна ехать в первом вагоне, потому что в слове лошадь звук Л находится в начале слова» и т.д.

Задание может выполняться в положении стоя.


«НАЙДИ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ»


ЦЕЛЬ: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Три карточки со схемами расположения звука в словах (одна клетка закрашена в начале, середине или конце схемы). Предметные картинки.

СОДЕРЖАНИЕ (первый вариант). Логопед раздаёт детям по одной карточке. Объясняет, что означает закрашенная клетка. Затем берёт из стопки по одной картинке, называет, слегка выделяя голосом звук С или Ш, а дети определяют позицию звука в слове. Если местонахождение звука соответствует схеме на его карточке, ребёнок берёт картинку и кладёт её на свою карточку. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

СОДЕРЖАНИЕ (второй вариант). Получив карточку, ребёнок подбирает три слова со звуком С или Ш, ориентируясь на закрашенный квадрат.


«РЫБОЛОВ»


ЦЕЛЬ: упражнять детей в подборе слов с определённым звуком; упражнять детей в дифференциации звуков С – Ш, З – Ж, Р – Л, Ц – Ч, С – Ч, С – Щ.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: две удочки с магнитным наконечником; рыбки из бумаги с изображением разных предметов на заданные звуки; вёдра с кармашками.

СОДЕРЖАНИЕ: Играют двое детей. Каждый играющий получает удочку. Логопед раскладывает рыбок на бумажное озеро и объясняет правила игры: «Один игрок ловит рыбок, в названии которых есть звук С, а другой ловит рыбок, в названии которых есть звук Ш, и складывают их в вёдра» и т.д. на другие звуки.
Игра проводится в положении сидя.


«СОБЕРИ ГРИБЫ»


ЦЕЛЬ: упражнять детей в дифференциации звуков С – Ш.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: две корзины с кармашками для букв С и Ш; грибы с изображением предметов, в названии которых есть звуки С или Ш.

СОДЕРЖАНИЕ. Играют двое детей. На столе две корзинки. Один ребёнок должен собрать грибы, в названии которых есть звук С, и положить их в соответствующую корзинку, другой - собирает грибы со звуком Ш.
Игра выполняется в положении сидя.


«РАЗДЕЛИМ ЯБЛОКИ»



ЦЕЛЬ: упражнять детей в дифференциации звуков З – Ж.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: две большие карты с кармашками и картинками ежа и зайца; яблоки с изображением предметов, в названии которых есть звуки З или Ж.

СОДЕРЖАНИЕ. Играют двое детей. Логопед объясняет: «В саду поспели яблоки и упали в траву. Прибежали зверята: ёжик и зайчик, и захотели поделить яблоки. Давайте им поможем. Ёжику собираем яблоки со звуком Ж, а зайчику – со звуком З».
Игра проводится в положении сидя.


«СЛОГОВЫЕ ДОМИКИ»


ЦЕЛЬ: упражнять в определении количества слогов в словах.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

1.Домики от одного до трёх этажей.

2. Предметные картинки на односложные, двухсложные и трёхсложные слова.

СОДЕРЖАНИЕ. Логопед объясняет детям, что в одноэтажном домике должны располагаться картинки, названия которых не делятся на части (односложные слова); те картинки, названия которых модно разделить на две части будут располагаться в двухэтажном домике и т.д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий