Привествую Вас на своем блоге

Привествую Вас на своем блоге!

Калугина Александра

10 апреля 2016 г.

Практика. Конспекты занятий

Тема: Звуки «Ж – З»
Цели:
коррекционные:
- учить детей давать характеристику звуков Ж, З в сравнительном плане;
- формировать словарь прилагательных;
развивающие:
- учить дифференцировать звуки Ж – З в слогах, словах, предложениях;
- развивать дыхание и голос;
- расширять словарь по теме "Весна";
- учить координировать речь с движениями;
    - развивать фонематические процессы;
 воспитательные:
  - воспитывать отзывчивость, чувство сопереживания;
  - воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Оборудование: картинки, в названии которых присутствуют звуки Ж, З, сюжетная картина "Весна", наборы для составления схем, зеркала, две большие карты с кармашками и картинками ежа и зайца; яблоки с изображением предметов, в названии которых есть звуки З или Ж.

Ход занятия
I. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовёт слова со звуком Ж.
II. Развитие артикуляционной моторики. Работа над развитием дыхания и голоса.
1.Развитие артикуляционной моторики.
Упражнения:
- для челюсти: удержать рот открытым под счёт до десяти;
- для губ: одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю (видны нижние и верхние зубы), удержать под счёт;
- для языка: "чашечка"; "чистим зубки" (нижние); "лопаточка" – подуть на пушинку.
2. Работа по развитию дыхания и голоса.
- "Трубач". Исходное положение: стоя, кисти рук сжаты в трубу, подняты вверх – вдох, на медленном выдохе произносить в трубу: "п-ффф", по окончании вдох. Повторить три раза.
- Голосовые упражнения: развитие силы голоса. Произнесение предложения "Зайца ужалила пчела" с изменением силы голоса.
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы.
Как жужжит жук? (Ж-ж-ж-ж) Как звенит комарик? (З-з-з-з) Эти два звука мы будем учить различать.
2. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Сравнительная характеристика звуков.
Звук  Ж – губы рупором; кончик языка поднят за верхние зубы; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; язык принимает форму чашечки; голосовые связки работают; по середине языка идёт тёплая воздушная струя.
Звук Ж – согласный, твёрдый, звонкий, шипящий.
Звук З – губы в улыбке; кончик языка упирается в нижние зубы; боковые края прижимаются к верхним коренным зубам; голосовые связки работают, посередине языка идёт сильная холодная струя.
Звук З – согласный, твёрдый, звонкий, свистящий.
3. Развитие фонематического слуха. На звук Ж – хлопаем. На звук З – топаем.
4. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
- Игра "Наоборот".

Жо – зо           ажа – аза                 ужу - узу
За – жа            ижи – изы               озо – ожо  и т.д.
- Игра «Разделим яблоки».
Логопед объясняет: «В саду поспели яблоки и упали в траву. Прибежали зверята: ёжик и зайчик, и захотели поделить яблоки. Давайте им поможем. Ёжику собираем яблоки со звуком Ж, а зайчику – со звуком З».

- Дети называют предметные картинки, выставленные на доске.  Делят слова на слоги. Игра "Телеграф": "передать" слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов). Затем в нескольких словах коза, кожа с выкладыванием звуковой схемы.

- Работа над деформированной фразой.
Зоя, лыжах, на, катается.
Дождь, в, нужен, зонт.

Анализ предложений.
- Составления предложения по схеме:
IV. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Работа над деформированной фразой.
Солнце, жарче, греет.
Деревья, на, почки, появляются.
Окном, за, тает, снег.
Солнце, на, тают, сосульки.
Капель, звенит, весёлая.
О каком времени года говорится в этих предложениях? Назовите весенние месяцы.
Придумайте как можно больше слов, отвечающих на вопросы  какой? какая? какое? какие? на тему "Весна".
Снег (какой?) – рыхлый, тёмный, ноздреватый.
Солнце (какое?) – яркое, тёплое…
Небо (какое?) - …
Сосульки (какие?) - …
Ручей (какой?) - …
Листочки (какие?) - …
V1. Итог занятия и оценка работы детей.
Какие звуки мы сегодня учились различать.
Дайте характеристику этим звукам.
Назовите весенние месяцы.

Тема: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах

     Цели:
- Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [Ш].
- Продолжать учить правильно произносить звук [Ш] в слогах и словах.
- Учить определять наличие звука в словах.
- Упражнять в образовании множественного числа имен существительных .
- Развивать внимание, память, мелкую моторику.
     Оборудование:
     Карта «Путешествие маленькой мышки»; трафаретные изображения листьев с нарисованными на них картинками; картинка «Утка в камыше» (наложенные изображения); предметные картинки с изображением паровоза и вагонов; предметные картинки для упражнения «Покупки»; карандаш.

Ход занятия
    1. Организационный момент.
     Логопед. Сегодня ты встретишься с маленькой мышкой и отправишься с ней в небольшое путешествие. Она даже оставила карту, которая не только покажет дорогу, но и поможет ничего не перепутать и не забыть. Посмотри, здесь на карте все нарисовано. Что ты видишь в самом начале?
     Ребенок. Домик.
     2. Логопед. В этом домике за высоким забором живет мышка.
     Мышка проснулась, открыла окошечко и вышла на крылечко (упражнение «Лопата»). Пошла мышка пить чай из чашечки. Выпила одну чашечку чая (упражнение «Чашечка»), другую, третью. Потом мышка поиграла немного с пушинкой (упражнение «Фокус») и подошла к двери (упражнение «Парус»).
      3. Посмотри, что нарисовано возле домика? (На карте изображение листьев.) Мышка побежала по дорожке из сухих листьев: ш-ш-ш. Давай пойдем за ней и пошуршим, как листочки. Я буду начинать слово, а вы с мышкой шуршите погромче, чтобы его закончить:
Мы…
Ду…
Камы...
Малы…
Каранда…
     Логопед показывает и называет листочек с нарисованной на нем картинкой, а ребенок договаривает последний звук.
     4. Посмотри, куда дальше ведет дорожка? Здесь камыши. Мышка любит слушать, как они шуршат. Послушай камыши и пошурши, как они:
ша-шу-ша;            ше-ша-шу;
ши-шо-ши;           ша-ши-шо.
     Ребенок качает поднятыми над головой руками и проговаривает слоговые цепочки.
А кто же тут прячется в камышах? Это утка. Испугалась утка, захлопала крыльями. Покажи, как она это делает:                                                                                 
 аш-аш;    ош-ош;    ыш-ыш;     уш-уш.
     Ребенок проговаривает слоги, имитируя руками хлопанье крыльев.
     5. Что подсказывает нам карта? Впереди железная дорога, чтобы по ней отправиться в путь, нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук [ш]. Выбери нужные картинки и составь поезд.
     Ребенок выкладывает поезд и еще раз проговаривает слова с отрабатываемым звуком. Едем вместе с мышкой по дорожке.  
  6. По дорожке мышка привела нас в магазин. Подскажи, что она там купила. Я начну, а ты продолжи.
     Мышка купила много... (Выкладывает перед ребенком картинки: шуба, машина, шкаф, подушка и др.)
     А как же вернуться домой? Карта нам поможет.
Дальше пойдем по короткому пути. На карте он обозначен еле заметной линией. Тебе понадобится карандаш.
     Ребенок проводит карандашом по пунктирной линии.
     7. Вот и домик мышки. Вошла мышка в дом и стала сочинять стихи. А чтобы мышке было легче, подскажи ей последние словечки.

Рисуют дружно малыши,                                                                                                        
У них в руках ... карандаши.

Носит яркий гребешок                                                                                                            
Наш веселый ... петушок.

Вот бежит малышка —                                                                                                
Серенькая ... мышка.

Зашуршали тихо шины —                                                                                                 
Это едет к нам ... машина. 

Мама просит Машу:                                                                                                              
«Свари братишке ... кашу».

Мышка моется под душем,                                                                                                 
Моет хвостик, моет ... уши.

     8. Итог занятия.
     Логопед. Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня очень хорошо ей помогал!  А какой звук помогал тебе на нашем занятии?
     Ребенок. Ш-ш-ш.

Тема: Дифференциация звуков «C-З»

Цели:
• Упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [С], [З] в слогах, словах, фразе.
 • Сравнивать характеристики этих звуков. • Развивать фонематический слух. • Упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука в словах. • Закреплять употребление предлогов (с, за, из, из-за, из-под). • Упражнять в подборе родственных слов.
 • Совершенствовать навыки употребления имен существительных множественного числа родительного падежа.
 • Развивать внимание и логическое мышление.

Оборудование:
     Предметные картинки с изображением животных на изучаемые звуки (лиса, заяц, собака, ослик, коза, слон, барсук, свинья, зубр, носорог, лошадь, суслик); игрушки: собака и заяц; письмо от зайчат; раздаточный материал для звукового анализа; нарисованные домики со звуками [с], [з]; символы предлогов, цветик-семицветик из цветного картона.
Ход занятия

Организационный момент
Логопед.
 Ребята, сегодня у нас не простое занятие, а необычное. Мы отправимся с вами в зоопарк. Догадайтесь, кто нас туда пригласил (загадывает загадки).

Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (Зайка.)
* * *
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок -
Взрослая … (собака).

Дети отгадывают загадки. Логопед помещает перед детьми игрушечных зайца и собаку и сообщает тему занятия.

Анализ и сравнение характеристик звуков
Логопед. Какие звуки вы услышали в названиях наших гостей?
Дети. Звуки [С] и [З].
Логопед. Правильно, давайте дадим характеристику этим звукам.
Дети. Звук [С] - согласный, твердый, глухой. Звук [З] - согласный, твердый, звонкий.
Логопед. Чем похожи эти звуки?
Дети. Они оба согласные, твердые.
Логопед. Чем эти звуки отличаются друг от друга?
Дети. Звук [С] - глухой, звук [З] - звонкий.

Развитие фонематического слуха
     По дороге в зоопарк собачка предлагает детям провести речевую разминку.

Игра «Запомни - повтори»
     Дети по очереди повторяют за логопедом дорожки из слов и чистоговорки (зайка и собачка помогают исправлять ошибки детей).
Сом - зонт - сок
Зайка - сумка - завод
Знак - стол - звон
Собака - заноза - соль
Лист - зубы - твист
Замок - совок - засов
За-са-за - вот идет коза.
Са-за-са - вот летит оса.
Зу-зу-су - мы видели лису.
Су-су-зу - отвязали мы козу.

Игра «Наоборот»
     Логопед произносит слог (слово) со звуком [С], дети отвечают ему слогом (словом) со звуком [З].
Са - за соя - Зоя
Со - зо суп - зуб
Су - зу лиса - Лиза
Сы - зы коса - коза
Сэ - зэ сайка – зайка

Работа с картинками
     Логопед обращает внимание детей на картинки, расположенные на наборном полотне (лиса, заяц, собака, ослик, коза, слон, барсук, свинья, зубр, носорог, лошадь).
Логопед. Ребята, посмотрите, кто встречает нас в зоопарке?
Дети. Животные.
Логопед. Наш зоопарк необычный, потому что в нем живут разные животные и все они дружат друг с другом. Какие животные живут в зоопарке?
Дети. Дикие и домашние.
Дети называют животных.
Логопед. В названиях наших животных есть звуки [С] и [З]. Рассмотрите внимательно картинки и скажите, какая картинка лишняя. Почему?
Дети. Лошадь. В названии этой картинки нет звуков [С] и [З].

Игра «Посели  животных в дом»
     На магнитной доске находятся картинки с изображением двух домов. На одном нарисован символ звука [С] - насос (либо буква С), на другом символ звука [З] - комар (либо буква З).
ЛогопедЗвери грустные стоят,
В дом попасть они хотят.
Но не знают - как? куда?
Помогите, детвора!

Дети берут картинки с изображением животных с наборного полотна и распределяют их по домикам со звуками, объясняя свой выбор и позицию звука в слове (в начале, середине, конце).
Логопед. Молодцы! Сегодня у нас много разных животных. Давайте скажем правильно - кого у нас много?
Дети. У нас много свиней, зайцев и т.д.
Упражнение в подборе родственных слов
ЛогопедЗайка прыгал и скакал,
Зоопарк нам показал.
Всю семью свою позвал,
Никого не потерял.
Дети подбирают родственные слова к слову «заяц» (зайка, зайчиха, зайчата, зайчонок, заячий, заячья, заячьи).

Физкультминутка
Логопед
В зоопарке побывали,
Очень сильно мы устали.
Мы играть с лисой пойдем,
Хорошо мы отдохнем!

     Логопед читает стихотворение, дети выполняют соответствующие тексту движения.
У лисицы острый нос,
У нее пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
- Я охотница до птицы!
Кур ловить я мастерица!
Как увижу - подкрадусь
И тихонько затаюсь.
После прыгну и схвачу,
Деткам в норку отнесу.
(И. Лопухина)

Упражнение в подборе предлогов в предложениях
Логопед. Дети, посмотрите, у зайки в руках конверт. Это зайчата передали нам письмо с заданиями. Здесь что-то написано, а что непонятно. Зайчата еще маленькие и не умеют писать правильно. Давайте поможем им!
На доске выставляются символы предлогов (с, за, из, из-за, из-под). Детям предлагается прослушать предложение и вставить пропущенный предлог.
С/СО ИЗ
ЗА ИЗ-ЗА
ИЗ-ПОД
Зайка спрятался … куст. •
Козы пасутся … домом. •
Лиса выскочила … норы. •
Рысь спустилась … дерева. •
Ослик выглядывает … столба. •
… конуры выглядывает собака. •
… дивана выкатился ежик. •
Носорог вышел … воды. •

Разгадывание загадок
Логопед. Давайте посмотрим, что еще осталось в конверте. Это цветик-семицветик с загадками. Я буду загадывать загадки, а вы будите отгадывать.

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее - … (лиса).

Эта милая лошадка,
Будто школьная тетрадка -
Разрисована в полоску.
В черно-белую полоску. (Зебра.)

Спереди - пятачок,
Сзади - крючок,
Посередине - спинка,
А на ней щетинка. (Свинья.)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось.)

С бородой, а не старик.
С рогами, а не бык.
Доят, а не корова. (Коза.)

Он как маленькая лошадь,
Он упрямый, но хороший. (Ослик.)

Зимой – белый,
Летом – серый. (Заяц.)
Звуковой анализ
Логопед. Теперь мы проанализируем слово «коза» с помощью звуковых символов, Один ребенок выполняет задание у доски, остальные за своими столами.
Итог занятия
Логопед. Молодцы, ребята! Вы все сегодня хорошо занимались и заслужили угощение, которое вам приготовили собачка и зайка.

Тема: Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.

Цели:
1. Образовательные:
- уточнить представления ребёнка о звуке [Р].
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Р];
- развивать фонематический слух на звук [Р];
- развивать фонематическое восприятие;
- развитие речевого дыхания;
- развитие мелкой моторики;
- автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях, тексте.
3. Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Оборудование: большое зеркало, письмо, картинки артикуляционных упражнений со стихами, карточки для анализа артикуляции звука, фишки синего и красного цвета, мяч, ватный шарик.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
     Сегодня утром я получила письмо от детей соседнего детского сада. Они пишут, что хотели поехать в зоопарк, но Звукоедик съел звук в названиях животных и они не смогут узнать, кто в какой клетке живёт. Давай, поможем ребятам отыскать этот звук.
2. Объявление темы занятия.
     Послушай внимательно стихотворение которое я прочитаю.
(Прочесть стихотворение насыщенное звуком [Р], обращая внимание своим произношением на звук).
Ранним утром кое-как
Роет нору хмурый рак.
Рак бы рад её не рыть,
Но ведь где-то надо жить.
Работать раку неохота,
Не радует его работа.
Скажи пожалуйста, какой звук я произносила чаще?
Звук [Р].
Правильно, сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука [Р].
3. Артикуляционная гимнастика.
     Но перед тем как отправиться на поиски звука, давай потренируем язычок.
«Сказка о Весёлом Язычке»
     Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку.
Подражаем мы лягушкам,
тянем губы прямо к ушкам.
Упр. «Лягушка»
     Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Сел Язычок на лошадку и тоже поскакал.
Язычком пощёлкай громко-
стук копыт услышишь звонкий.
Упр. «Лошадка»
     Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях покачаться.
На качелях я качаюсь
вверх-вниз, вверх-вниз,
я до крыши поднимаюсь,
а потом спускаюсь вниз.
Упр. «Качели»
     Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка.
Я – индюк «балды-балда».
Разбегайтесь кто куда.
Упр. «Индюк»
     Вдруг подул сильный ветер, Язычок испугался и побежал домой к маме.
Упр. «Фокус»
     А дома мама испекла блинов с малиновым вареньем. Поел Язычок блинов с вареньем, да все губы испачкал. Надо губы аккуратно облизать.

Ох, и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
Упр. «Вкусное варенье»
     Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
Упр. «Чашечка»
     Попил Язычок чаю из своей красивой чашки и пошёл спать. А перед сном он пошёл умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим наши верхние зубки.
Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.
Упр. «Чистим зубки»
4. Произношение изолированного звука.
     Раз, два, повернись и в животных превратись. Изобрази сердитого тигра и покажи, как грозно он рычит (Р-р-р).
     Изобрази дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву (Тр-р-р, тр-р-р.) Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка (Мур-р-р-р.)
Раз, два, повернись снова в Максима превратись.
5. Анализ артикуляции звука.
- губы в улыбке
- между зубами широкое расстояние
- язычок поднят вверх и дрожит
- горлышко поёт
- воздушная струя сильная и тёплая.
(ребёнок выкладывает карточки артикуляционного уклада звука [Р])
6. Характеристика звука.
Логопед: звук [Р] согласный или гласный?
Ребёнок: согласный
Логопед: звонкий или глухой?
Ребёнок: звонкий
Логопед: твёрдый или мягкий?
Ребёнок: твёрдый
Логопед: каким цветом обозначается?
Ребёнок: синим цветом (выкладывает цветовое обозначение звука).
7.Физкультминутка «Зайцы»

Скачут, скачут во лесочке                          Прыжки на месте на двух ногах.
Зайцы – серые клубочки.                           Руки возле груди, как лапки у зайцев.
 Прыг – скок, прыг – скок –                       Прыжки вперёд-назад, вперёд-назад.
Встал зайчонок на пенёк.                          Встать прямо, руки опустить.
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.                          Шаги на месте.
Два! Руками машут вместе.                        Руками перед собой выполняют
                                                                       движение «ножницы».
Три! Присели, дружно встали.                   Присесть, встать.
Все за ушком почесали.                              Почесать за ухом.
На «четыре» потянулись.                            Выпрямиться.
Пять! Прогнулись и нагнулись.                 Прогнуться, наклониться вперёд.
Шесть! Все встали снова в ряд,                 Построиться в ряд.
Зашагали как отряд.                                    Шаги на месте.

8.Развитие фонематического слуха.
Игра «Поймай звук» (хлопни в ладоши когда услышишь звук [Р])
а) на уровне ряда звуков:
Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р
б) на уровне ряда слогов:
РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР
в) на уровне слов:
арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.
9.Автоматизация звука в слогах.
     Попугай живущий в зоопарке очень любит играть в повторялки. Давай и мы с тобой поиграем в такую игру.
Игра «Повторялки».
РА-РО-РУ-РЫ РАРАРА-РАРАРА
РО-РУ-РЫ-РА РОРОРО-РОРОРО
РУ-РЫ-РА-РО РУРУРУ-РУРУРУ
РЫ-РА-РО-РУ РЫРЫРЫ-РЫРЫРЫ
10. Звуковой анализ слога «РА».
     Какой первый звук ты слышишь в слоге [РА]? - [Р] согласный, звонкий,
твёрдый, обозначается синим цветом.
     Какой второй звук? - [А] гласный, обозначается красным цветом.
(выкладывание цветовых обозначений на каждый звук)
     Сколько всего звуков в слоге [РА]? (два).

11.Автоматизация звука в словах.
А медведи в зоопарке очень любят в мяч играть.
Игра «Один – много» (с мячом).
Рак – раки, тигр -…, рог -…
Рысь -…, крот -… ,корова -…
Рыба -… ,краб -… ,ворона -…
Звуковой анализ слова, звуковая решётка (начало, середина, конец).
     Игра «Голова, туловище, хвост». Логопед называет слова со звуком [Р], а ребёнок показывает на часть звуковой решётки в виде птички, в зависимости от местоположения звука. 
Ракушка, баран, комар, жираф, ветер, рысь, грач, рыжик, норка, рыба.
12. Автоматизация звука в предложении.
     Прошёл дождь и над зоопарком повисло разноцветное коромысло (Радуга).
Игра «Изменяй предложения».
Я люблю разноцветную радугу. Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…
13. Автоматизация звука в тексте.
Повтори двустишия о животных.
«Ловко и красиво ввысь                                      «Как громаден носорог,
Прыгает по веткам рысь».                                   Впереди огромный рог».

«Хоть высокий жираф,                                       «Вот прыжок у кенгуру –
Но склоняется до трав».                                      Десять метров он в длину».
Игра «Отгадай слово»
     А сейчас я буду называть слова, в которых Звукоед съел звук, а ты внимательно слушай, подставляй звук и называй слова правильно.
_ак – рак, к_аб, ко_ова, _ыба, со_ока, кенгу_у, ба_ан.
Молодец, мы нашли с тобой звук, теперь дети смогут поехать в зоопарк и прочесть названия всех животных.

14. Итог занятия.
     Какой звук мы сегодня произносили больше всего? (звук [Р]).
     Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, где был язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет.
15. Оценка речевой деятельности.
Ты прекрасно сегодня работал, правильно произносил звук.

Тема: Постановка звука [Л]

   Цели:
Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме.
- Формировать направленную воздушную струю.
- Учить правильно произносить звук [Л] с опорой на зрительный и слуховой контроль.
- Продолжать учить выделять звук [Л] из потока других звуков.
- Закрепить умение подбирать слова-антонимы и образовывать формы винительного падежа существительных.
- Развивать внимание, память, мелкую моторику.

     Оборудование:
     Запись СD диска «Снег скрипит»; снежинки; картинка или игрушка Дед Мороз; мешок Деда Мороза; пунктирное изображение. «Морозные узоры»; разрезная картинка «Снеговик»; набор игрушек, среди которых машина, мишка, пирамидка, пароход, вертолет.

Ход занятия

     1. Организационный момент.
     Логопед. Послушай, что это за звук? (Включает запись СD диска
 «Снег скрипит».)  Правильно, это снег скрипит и хочет тебе о чем-то рассказать.
    
     2. Посмотри, язычок тоже приготовился послушать. Он лег на нижнюю губу, показывает, какой он внимательный и послушный (упражнение «Лопата»). Очень хочется язычку послушать интересную историю и от нетерпения он то выглядывает, то снова прячется за зубы (упражнение «Вкусное варенье»). Бегает язычок, ищет местечко по удобнее (упражнение «Индюк»). Устроился на диване (ребенок упирает широкий язычок в верхние зубы) и от нетерпения пыхтит (упражнение «Бочки» — воздушная струя направляется в щеки).
    
     3. Ну что же, теперь можно послушать, о чем расскажет снег. Это было холодной зимой. Вьюга злилась, выла на дворе: л-л-л. (Ребенок упирает язычок в верхние зубы и гудит сердито, как вьюга.) Зимний ветер гудел в трубах: л-л-л.
Ребенок показывает, как гудел ветер.
Собрался в это время Дед Мороз детей с праздником поздравить. (Выставляет картинку или игрушку Дед Мороз.)

     4. Идет Дед Мороз по сугробам, ребятишкам подарки в мешке несет. (Выставляет мешок Деда Мороза.) Послушай, какие подарки он приготовил, и посчитай их, загибая пальчики вместе со мной.
     Дед Мороз несет детишкам
     В своем мешке машину, мишку,
     Пирамидку, пароход
     И винтокрылый вертолет.
     Ребенок на каждое название игрушки поочередно загибает пальчики, начиная с мизинца, сначала на правой руке, затем на левой.
Сколько же игрушек приготовил Дед Мороз? 
     Ребенок. Пять.
     Логопед. Идет Дед Мороз, снегом все вокруг засыпает. Налетел ветер, поднял, закружил в воздухе снежинки: л-л-л.
     Ребенок показывает, как гудит ветер.
Остановился Дед Мороз, стал ловить снежинки, но не все, а только те, которые подбрасывает ему ветер. Послушай внимательно звуки, а когда услышишь звук [Л], поймай для Деда Мороза снежинку.
     Логопед по одной предлагает ребенку снежинки и произносит: а, у, л, в, у, н, л, м, в, л. Ребенок их повторяет.
  
     5. Пришел Дед Мороз в город. Идет и стекла на окнах морозными узорами разрисовывает: л-л-л.
     Ребенок вслед за логопедом произносит звук.
Рисует узоры на окнах, старается. А на что же похожи его  узоры? На одном узоре можно разглядеть елочку.
     Ребенок обводит изображение елочки по точкам и при этом произносит: л-л-л.
     
     6. Подошел Дед Мороз к детскому саду и остановился. Решил в мешок заглянуть. Но что это? Мешок-то пустой! Наверное, Дед Мороз забыл положить игрушки в мешок. Нужно вернуться в лес за подарками. Но устал Дед Мороз, тяжело ему. Кто же поможет ему исправить ошибку? Думал он, думал да и слепил себе из снега помощника. Кто же помощник у Деда Мороза?
     Ребенок собирает разрезную картинку «Снеговик».
   
    7. Побежал снеговик в лес. Быстро бежит, только ветер у него в ушах гудит: л-л-л. Как гудит ветер?
     Ребенок. Л-л-л.
     Логопед. Прибежал и видит, что в ледяной избушке Деда Мороза на столе лежат игрушки. Вспомни и выбери среди них только те, которые нужно было отнести ребятишкам. Бери нужную игрушку, клади в мешок и называй, что положил.
Ребенок из общего набора игрушек выбирает и называет машину, мишку, пирамиду, пароход и вертолет. При затруднении выбора игрушек можно еще раз поиграть с ребенком, попросив его сгибать пальчики одновременно на правой и левой руках.
Взял Снеговик нужные игрушки и принес Деду Морозу забытые подарки.

8. Утром дети нашли подарки Деда Мороза. А когда вышли на прогулку, увидели снеговика.
Снеговик не маленький, а ... большой.                                                                                         
Он не злой, а ... добрый.
Ведро у него на голове не полное, а ... пустое.
    Оно не тяжелое, а ... легкое.
    Нос-морковка у снеговика не короткий, а ... длинный.                                                        
    Глаза-угольки у него не закрыты, а ... открыты.                                                                           
    Встрече с ребятишками он не сердится, а ... радуется.

     9. Итог занятия.
     Логопед. Вот и закончилась эта удивительная история. Ты не просто ее слушал, но и помогал ее рассказывать. А какой звук ты при этом учился красиво произносить?                              Ребенок. Л-л-л.

Комментариев нет:

Отправить комментарий