Привествую Вас на своем блоге

Привествую Вас на своем блоге!

Калугина Александра

9 апреля 2016 г.

Дислалия физиологическая и её профилактика


Физиологическая дислалия — расстройство звукопроизношения, наблюдающееся у детей в возрасте до 5-ти лет и обусловленное недостаточным развитием движений органов артикуляции, а также недостаточной сформированностью фонематического слуха.        Физиологическая дислалия иначе называется возрастным нарушением звукопроизношения.
     Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Это вызвано прежде всего недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Ещё одной причиной является недостаточная сформированность речевого (фонематического) слуха. Поэтому в начале и во время дошкольного возраста (3–5 лет) речь ещё недостаточно ясна и чиста по звучанию.
 Наиболее типичные возрастные несовершенства звукопроизношения:
Согласные звуки произносятся смягченно: “столь” вместо “стол”, “миська” вместо “мишка”, “зюбы” вместо “зубы”;
Шипящие фонемы заменятся свистящими: “лосадка” вместо “лошадка”, “сапка” вместо “шапка”, “сётка” вместо “щётка”;
Совсем не произносят звук “р” или заменяют его звуками “л, ль, в, й”: “лыба” вместо “рыба”, “лёза” вместо “роза”, “кавман” вместо “карман”, “йак” вместо “рак”;
Звук “л” чаще всего смягчается или заменяется на “й”: “люк” вместо “лук”, “йампа” вместо “лампа”;
Звуки “к,г,х” или отсутствуют или заменяются на “т” и “д”: “дуси” вместо “гуси”, “тоска” вместо “кошка”, “тлеб” вместо “хлеб”.
     Все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4 – 5 годам. Но процесс этот происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребёнок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить; и в результате начинает испытывать интерес к правильной речи. Таким образом, очень важно, чтобы окружающая ребёнка речевая среда была вполне полноценной, т.е. взрослые говорили правильно, внятно.  
      В общей работе по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей чёткой дикции и правильного звукопроизношения. Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и, таким образом, следить за движением губ и языка. Необходимо развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему фонематическому восприятию.

Советы логопеда

- Речь окружающих должна быть внятной, чёткой, без «сюсюканий».

- Обращаясь к ребёнку, повернитесь к нему лицом, найдите взглядом его глаза, «зацепите» его взгляд.

- Не забывайте исправлять неверное произношение звука, слова, грамматического построения фразы. «Дублируйте» неверно произнесённый звук или слово своим, правильным.

- Если Вы заметили, что ребёнок постоянно делает одинаковые ошибки, не ждите, что со временем «всё образуется». Возьмите себе за правило возвращаться к ошибкам по несколько раз в день. «Повторение – мать ученья».                        

Комментариев нет:

Отправить комментарий