
Речь
маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками
звукопроизношения. Это вызвано прежде всего недостаточным развитием движений
органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти.
Ещё одной причиной является недостаточная сформированность речевого
(фонематического) слуха. Поэтому в начале и во время дошкольного возраста (3–5
лет) речь ещё недостаточно ясна и чиста по звучанию.
Наиболее
типичные возрастные несовершенства звукопроизношения:
Согласные звуки произносятся смягченно: “столь” вместо
“стол”, “миська” вместо “мишка”, “зюбы” вместо “зубы”;
Шипящие фонемы заменятся свистящими: “лосадка” вместо
“лошадка”, “сапка” вместо “шапка”, “сётка” вместо “щётка”;
Совсем не произносят звук “р” или заменяют его звуками
“л, ль, в, й”: “лыба” вместо “рыба”, “лёза” вместо “роза”, “кавман” вместо
“карман”, “йак” вместо “рак”;
Звук “л” чаще всего смягчается или заменяется на “й”:
“люк” вместо “лук”, “йампа” вместо “лампа”;
Звуки “к,г,х” или отсутствуют или заменяются на “т” и
“д”: “дуси” вместо “гуси”, “тоска” вместо “кошка”, “тлеб” вместо “хлеб”.
Все
возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4 – 5 годам. Но
процесс этот происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их
педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребёнок слышит
нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить; и в
результате начинает испытывать интерес к правильной речи. Таким образом, очень
важно, чтобы окружающая ребёнка речевая среда была вполне полноценной, т.е.
взрослые говорили правильно, внятно.
В общей
работе по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия,
направленные на выработку у детей чёткой дикции и правильного
звукопроизношения. Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей
привычки смотреть во время речи на собеседника и, таким образом, следить за
движением губ и языка. Необходимо развивать у детей слуховое внимание и
фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует
правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует
лучшему фонематическому восприятию.
Советы логопеда
-
Речь окружающих должна быть внятной, чёткой, без «сюсюканий».
-
Обращаясь к ребёнку, повернитесь к нему лицом, найдите взглядом его глаза,
«зацепите» его взгляд.
-
Не забывайте исправлять неверное произношение звука, слова, грамматического
построения фразы. «Дублируйте» неверно произнесённый звук или слово своим, правильным.
-
Если Вы заметили, что ребёнок постоянно делает одинаковые ошибки, не ждите, что
со временем «всё образуется». Возьмите себе за правило возвращаться к ошибкам
по несколько раз в день. «Повторение – мать ученья».
Комментариев нет:
Отправить комментарий