Привествую Вас на своем блоге

Привествую Вас на своем блоге!

Калугина Александра

9 апреля 2016 г.

Исправление недостатков произношения шипящих звуков

                                                                                                                                
     Правильная артикуляция шипящих звуков такова: губы округлены, как при произношении звука О, но слегка выпячена вперёд. Язык как бы образует чашечку внутри рта и широким кончиком приподнят к переднему краю нёба. При выходе воздуха изо рта слышится шум – звук Ш. При подаче голоса слышен звонкий звук Ж. Звуки Ш и Ж наиболее часто искажаются дошкольниками.
     Недостатки произношения шипящих соответствуют недостаткам произношения свистящих. Это межзубное произношение, когда кончик языка не касается верхнего нёба, а проталкивается между зубами. Значительно чаще , чем свистящие, они заменяются другими звуками (в основном – С и З). При этих дефектах произношения с детьми проводится следующая работа: учитывая тот факт, что звуки Ш и Ж зависят от выдыхаемой струи воздуха, необходимо хорошо отработать дыхание детей. Это легче всего достигается в играх: укачивание кукол, звук лопнувшего шарика, выходит струя пара, жужжание пчёл, жука, и т.д. Обязательно надо объяснить детям артикуляцию звука. Если таким способом звук у ребёнка не получался, то необходимо у зеркала показать высунутый чашечкой язык и объяснить, что в таком же положении язык должен находиться во рту.
     Иногда полезно своими большими указательными пальцами помочь ребёнку принять правильную артикуляцию губ. Если ребёнок и теперь не усвоил правильного произношения звука, то рекомендуется шпателем, или ложечкой придерживать кончик языка в нужном нам положении. При этом ребёнку предложить произнести С, а не Ш. После многократного повторения звука, шпатель можно убрать, так как ребёнок уже почувствовал какое положение должен принять язык. То же положение артикуляционного аппарата дал нам звук Ж (исходным является звук З). Для контроля хорошо ребёнку почувствовать, что при звуке С воздух, выходящий из полости рта, холодный, а при звуке Ш – тёплый.
     После закрепления правильных звуков Ш и Ж автоматизацию проводят по указанной выше схеме.
     Для введения в речь новых звуков рекомендуем следующий материал:
Что посеешь, то и пожнёшь.
Хорош садовник, хорош и крыжовник.
Лёжа хлеба не добудешь.
Слишком много ножек у сороконожек.
Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему поможет.
     После того, как дети овладели шипящими, они иногда начинают произносить их вместо свистящих. Особенно страдает слова, в которых могут быть звуки и в той  и другой группы: Саша – Шаша, шоссе – шошше и т.п. В таких случаях надо дать ребёнку ряд слов на слух, чтоб он определил,  где какой звук. Например: если произносят слово со звуком С – руку поднять, если со звуком Ш – опустить. Очень хороши игры на придумывание слов с новым звуком. В результате этой работы дети будут правильно употреблять новые звуки.
     Звук Ч реже встречается искажённым, но этот дефект придаёт очень некрасивый оттенок речи ребёнка. Правильная артикуляция звука Ч: губы вытянуты вперёд, язык упирается в передние зубы, соответственно тому, как при звуке ТЬ. Таким образом, чтоб выработать у ребёнка правильный звук Ч, ему предлагают произносить ТЬ и своим большим указательным пальцем придают губам правильное положение. Автоматизация звука проходит в том же плане, что и выше. Можно воспользоваться следующими потешками, считалками, скороговорками:
Чи-чи-чи, чи-чи-чи,
Испекли калачи во горячей печи.
Калачи горячи, очень, очень, хороши.

Ай чу-чу, чу-чу, чу-чу!
Я на поезде качу.

Чок-чок каблучок
Наскочил на сучок,
Оторвался, поломался.
У забора старичок,
Старичок, старичок
Почини мне каблучок!

Комментариев нет:

Отправить комментарий