
Недостатки произношения шипящих
соответствуют недостаткам произношения свистящих. Это межзубное произношение,
когда кончик языка не касается верхнего нёба, а проталкивается между зубами.
Значительно чаще , чем свистящие, они заменяются другими звуками (в основном – С и З). При этих дефектах произношения с детьми проводится следующая
работа: учитывая тот факт, что звуки Ш
и Ж зависят от выдыхаемой струи
воздуха, необходимо хорошо отработать дыхание детей. Это легче всего
достигается в играх: укачивание кукол, звук лопнувшего шарика, выходит струя
пара, жужжание пчёл, жука, и т.д. Обязательно надо объяснить детям артикуляцию
звука. Если таким способом звук у ребёнка не получался, то необходимо у зеркала
показать высунутый чашечкой язык и объяснить, что в таком же положении язык
должен находиться во рту.
Иногда полезно своими большими
указательными пальцами помочь ребёнку принять правильную артикуляцию губ. Если
ребёнок и теперь не усвоил правильного произношения звука, то рекомендуется
шпателем, или ложечкой придерживать кончик языка в нужном нам положении. При
этом ребёнку предложить произнести С,
а не Ш. После многократного
повторения звука, шпатель можно убрать, так как ребёнок уже почувствовал какое
положение должен принять язык. То же положение артикуляционного аппарата дал
нам звук Ж (исходным является звук З). Для контроля хорошо ребёнку
почувствовать, что при звуке С воздух,
выходящий из полости рта, холодный, а при звуке Ш – тёплый.
После закрепления правильных звуков Ш и Ж автоматизацию проводят по указанной выше схеме.
Для введения в речь новых звуков
рекомендуем следующий материал:
Что посеешь, то и пожнёшь.
Хорош садовник, хорош и крыжовник.
Лёжа хлеба не добудешь.
Слишком много ножек у сороконожек.
Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему поможет.
После того, как дети овладели шипящими,
они иногда начинают произносить их вместо свистящих. Особенно страдает слова, в
которых могут быть звуки и в той и
другой группы: Саша – Шаша, шоссе – шошше и т.п. В таких случаях надо дать
ребёнку ряд слов на слух, чтоб он определил,
где какой звук. Например: если
произносят слово со звуком С – руку
поднять, если со звуком Ш –
опустить. Очень хороши игры на придумывание слов с новым звуком. В результате
этой работы дети будут правильно употреблять новые звуки.
Звук Ч
реже встречается искажённым, но этот дефект придаёт очень некрасивый
оттенок речи ребёнка. Правильная артикуляция звука Ч: губы вытянуты вперёд, язык упирается в передние зубы,
соответственно тому, как при звуке ТЬ.
Таким образом, чтоб выработать у ребёнка правильный звук Ч, ему предлагают произносить ТЬ
и своим большим указательным пальцем придают губам правильное положение.
Автоматизация звука проходит в том же плане, что и выше. Можно воспользоваться
следующими потешками, считалками, скороговорками:
Чи-чи-чи, чи-чи-чи,
Испекли калачи во горячей печи.
Калачи горячи, очень, очень, хороши.
Ай чу-чу, чу-чу, чу-чу!
Я на поезде качу.
Чок-чок каблучок
Наскочил на сучок,
Оторвался, поломался.
У забора старичок,
Старичок, старичок
Почини мне каблучок!
Комментариев нет:
Отправить комментарий